Успенский монастырь

Самый верхний край города Бахчисарая – Свято-Успенский мужской монастырь. Он расположен в Мариам-Дере, ущелье Святой Марии. Монастырь пещерный, в настоящее время на его территории идёт активное строительство с двух сторон ущелья.

История Свято-Успенского пещерного монастыря

Появление подобных пещерных монастырей в Крыму ученые связывают с политикой иконоборчества в Византийской империи 8 - начала 9 веков. Христиане, не согласные отказаться от почитания образов святых, были вынуждены искать убежище в других странах. Предгорья феодального Крыма им подошли. Меловые скалы, в которых легко найти небольшую природную пещеру, затем расширить до приемлемых размеров, мягкие зимы способствовали росту пещерных городов и монастырей.

 

 

Точная дата основания монастыря не известна. Считается, что это случилось не позднее 8 века, возможно и раньше. На территории монастыря обнаружено христианское кладбище позднеантичного периода. Первоначально в скалах была вырублена церковь в честь Успения Богоматери. Монахи жили в небольшом скиту. С 15 века монастырь стал центром христианства на полуострове. Он пользовался таким почтением, в том числе у татар-мусульман, что брал на себя функции консульства сначала Великого Княжества Московского, а потом и Российского Царства. Здесь православные пленники, которых содержали в Чуфут-Кале, могли встретиться с русскими посланниками и посетить службу в церкви.

Поднимаясь в гору к обители с левой стороны, туристы видят крыши Медресе-с-цепью (Зынджирлы-медресе) и усыпальницы первых ханов Хаджи Герая и его сына Менгли Герая. Это Салачик или Староселье, бывшая столицей Крымского ханства до Бахчисарая. Близость столицы вассалов Османской империи со временем привела к упадку монастыря, обложенного данью. В конце 18 века митрополит Игнатий здесь обратился к христианам с предложением покинуть территорию полуострова. Более 30 тысяч человек двинулись в путь в поисках нового дома. Конечным пунктом стало основание города, который переселенцы из поселения под скалами Мариамполя назвали в честь своей малой родины, и окружающих его поселений. Руководил переселением Александр Васильевич Суворов.

 

 

Жизнь в монастыре продолжилась. В храме с разрешения хана была возобновлена служба священником из Греции Константином Спиранди. С появлением русской армии церковь из монастырской перешла в разряд приходских. Её украшали и ремонтировали военные чины и купцы. В середине 19 века заново открыли Успенский скит по инициативе архиепископа Иннокентия. Тогда же построили колокольню.

Развитие монастыря было прервано Крымской войной. Здесь был организован госпиталь, помощь раненым оказывал доктор Пирогов. На кладбище у подножия скал похоронено 170 воинов русской армии. Оно сохранилось до наших дней, не смотря на сложную судьбу обители. В конце 19 века на кладбище построили по заказу генерала Перовского Георгиевскую церковь.

 

 

К концу существования Российской империи монастырь разросся, постройки располагались в ущелье на трёх уровнях. Здесь было пять церквей, колокольня, шестнадцать скальных келий, две гостиницы, кухня и трапезная, своя пекарня, хозяйственные постройки, сад с фонтанами.

В 1921 году монастырь закрыли. Ценности, включая старинные книги, свалили без разбора в одну комнату в бывшей обители колонии. Здания, предметы культа и обихода были потеряны или испорчены. Старинные книги шли на растопку. Что-то в конце 20-х годов удалось спасти, некоторые образа забрал в свои фонды музей в Бахчисарае. В годы войны в сохранившихся зданиях организовали госпиталь для раненых. В мирное время здесь размещался психоневрологический диспансер.

Долгие годы здания монастыря, разрушались или стояли пустыми, пока в начале девяностых годов прошлого века сюда не назначили отца Силуана. Он смог добиться возвращения монастырю исконных территорий, а потом огородить их. При нём отремонтировали и отреставрировали главные святыни обители, началось строительство. Сейчас на территории Мариам-Дере, принадлежащей православной церкви, находятся не только отремонтированные древние строения, но и новый корпус для братии, гостиница для паломников, мастерские, хозяйственные постройки. Монахи выращивают овощи и фрукты, разводят домашнюю птицу, занимаются пчеловодством.

 

 

Легенды Успенского монастыря

По преданию, монастырь начался с церкви на месте появления образа Божьей Матери Одигидрия. В праздник Успения пастух заметил огонёк высоко в скальном массиве. Поднялся по уступам и нашёл икону, перед которой горела свеча. Со всем почтением отнёс он икону хозяину. Утром хозяин захотел помолиться, но образа в доме не нашёл. Она снова появилась на скалах. Из уважения к воле Богородицы хозяин велел прорубить в скале ступени, а наверху вырубить церковь в честь праздника, в который появилась икона. Туда образ и перенесли. От названия церкви получило своё имя – Мариам-Дере ущелье.

 

 

Ещё одна версия появления иконы и строительства церкви. По легенде, во времена, когда в Крыму ещё были генуэзские города и остатки греческих колоний, появился в горах змей. Гигант пожирал скот, не брезговал и людьми. Поселенцы молились Божией Матери об избавление от напасти до тех пор, пока однажды не заметили на скалах огонёк. Наверху обнаружилась икона Богородицы, горящая свеча перед ней и тело змея.

Есть предания о греческих монахах, которые отправились в паломничество с иконой Одигидрия, написанной евангелистом Лукой. Предгорья Крыма напомнили им родные Балканы. Тут они задержались, основав пещерный монастырь

Высоко на скале есть природное образование, похожее на силуэт женщины. Многие считают, что это второй, нерукотворный образ Богородицы, оберегающей монастырь.

Достопримечательности Успенского монастыря

Подъём в гору выводит на площадь – мощёную площадку на склоне горы. У отвесной стены покрытой ковром растительности скалы установлен фонтан. Слева от него – мозаичный образ Богородицы «Живоносная чаша» над фонтаном. Это святой источник с сооружённой над ним часовней необычной формы. Справа начинается лестница, ведущая в церковь. У подножия в мозаичной технике выложена икона святителя Игнатия примерно в полный рост.

 

 

Часть стены возле иконы заполнена медальонами с изображением церквей и монастырей. Возвращаясь из поездок, монахи привозят ковчежцы с землей со святых мест, вмуровывают их в стены, а сверху прикрепляют изображения, где они были.

 

 

Часовня «Ангельский проход» построена на лестнице в скалах, ведущей к храму Успения. Над ней выстроена одноярусная колокольня-портик. Стены часовни расписаны образами восьми Архангелов. За часовней располагается площадка. С неё можно полюбоваться видами монастыря и окрестностей, рассмотреть огромные фрески на скалах. Под ними, в месте, где нашли в древности икону, выстроен балкон. Лестница с площадки ведёт вверх к исповедальне и пещерному храму.

Древняя пещерная церковь отреставрирована и приведена в современный вид. Алтарь отделяет каменный иконостас. С правой стороны потолок поддерживают, отделяя часть церкви, четыре колоны. За ними прячется небольшая пещера со списком Бахчисарайской иконы Божьей Матери. Саму икону в 18 веке переселенцы унесли в окрестности Мариуполя. Свет проникает в окна с левой стороны. Пол выложен мозаикой.

Ниже успенской церкви в скале высечен храм в честь Евангелиста Марка. Богослужения в нём проходят только по будням. Восстанавливается ещё одна скальная церковь. Реликвий, относящихся к истории самого монастыря, почти не сохранилось.