Ступа Сваямбунатх Swayambhunath

Сваямбху (Деванагари: स्वयम्भू स्तूप; Непал Бхаса: स्वयंभू; иногда Сваямбу или Своямбху) - это древняя религиозная архитектура на вершине холма в долине Катманду, к западу от города Катманду. Тибетское название сайта означает «возвышенные деревья» (Wylie: Phags.pa Shing.kun) для многих разновидностей деревьев, найденных на холме. Тем не менее, Shing.kun может быть искажением названия местного комплекса Непал-Бхаса, Сваямбху, что означает «самовосстановление». [1] Для буддийских ньюаров, чья мифологическая история и миф о происхождении, а также повседневная религиозная практика Сваямбунатх занимает центральное место, это, вероятно, самый священный из буддийских мест паломничества. Для тибетцев и последователей тибетского буддизма он уступает только Будде.

Комплекс состоит из ступы, множества святынь и храмов, некоторые из которых относятся к периоду лихави. Тибетский монастырь, музей и библиотека являются более поздними дополнениями. На ступе нарисованы глаза и брови Будды. Между ними номер один (по сценарию деванагари) изображен в форме носа. Есть также магазины, рестораны и общежития. На участке есть две точки доступа: длинная лестница, ведущая прямо к главной платформе храма, которая находится с вершины холма на восток; и автомобильная дорога вокруг холма с юга, ведущая к юго-западному въезду. Первый взгляд на вершину лестницы - это Ваджра. Цултрим Аллионе описывает опыт:

Мы затаили дыхание и вспотели, когда мы споткнулись о последние крутые ступени и практически упали на самую большую ваджру (скипетр молнии), которую я когда-либо видел. За этой Ваджрой был огромный, круглый белый купол ступы, похожий на сплошную юбку, на вершине которого были два гигантских глаза Будды, мудро смотрящих на мирную долину, которая только начинала оживать. [2]

Значительная часть иконографии Сваямбунатх происходит от традиции ваджраяны ньюар-буддизма. Тем не менее, комплекс также является важным местом для буддистов многих школ, и также почитается индусами.


содержание
 Мифология
История 
Архитектура
Символизм
Сваямбху Пурана
 


мифология
Согласно Сваямбху Пуране, вся долина когда-то была заполнена огромным озером, из которого вырос лотос. Долина стала известна как Сваямбху, что означает «Самосозданный». Название происходит от вечного самосуществующего пламени (свйанбху), над которым впоследствии был построен суп. [3]

В северо-западных частях храма живут святые обезьяны. Они святы, потому что Манджушри, бодхисаттва мудрости и образования, поднимал холм, на котором стоит ступа. Он должен был оставить свои волосы короткими, но он заставил их расти длинными, а вши росли. Говорят, что вши превратились в этих обезьян.

У Манджушри было видение лотоса в Сваямбху, и он отправился туда, чтобы поклониться ему. Видя, что долина может быть хорошим поселением, и чтобы сделать это место более доступным для паломников, он разрезал ущелье в Ховаре.  Вода вытекает из озера, покидая долину, в которой сейчас находится Катманду. Лотос превратился в холм, а цветок стал ступой.

 

история
Сваямбунатх является одним из старейших религиозных мест в Непале. Согласно Gopālarājavaṃśāvalī, он был основан прадедом царя Мандевы (464-505 гг. Н. Э.), Царем Висадевой, примерно в начале 5-го века н.э. Это, кажется, подтверждается поврежденной каменной надписью, найденной на месте, что указывает на то, что царь Врсадева заказал работы, выполненные в 640 году нашей эры. 

Однако, как сообщается, император Ашока посетил это место в третьем веке до нашей эры и построил на холме храм, который впоследствии был разрушен.

Хотя сайт считается буддийским, это место почитается как буддистами, так и индусами. Известно, что многочисленные последователи индуистских монархов отдали дань уважения храму, в том числе Пратап Малла, могущественный король Катманду, ответственный за строительство восточной лестницы в 17 веке. 

 

Ступа была полностью отремонтирована в мае 2010 года, ее первая крупная реконструкция с 1921 года  и 15-е место за почти 1500 лет с момента ее постройки. Купол был позолочен с использованием 20 кг золота. Ремонт был профинансирован Центром медитации тибетского ньингма в Калифорнии и начался в июне 2008 года. 

Около 5 часов утра 14 февраля 2011 года храм Храма Пратапур в зоне монументов Сваямбху пострадал от удара молнии во время внезапной грозы [8].

 

Архитектура
Ступа состоит из купола у основания, над которым находится кубическая структура, нарисованная глазами Будды, смотрящими во всех четырех направлениях. Над каждой из четырех сторон присутствуют пятиугольные тораны с выгравированными статуями. За и над тораной находятся тринадцать ярусов. Над всеми ярусами есть небольшое пространство, над которым присутствует Гаджур.  Ступа имеет много артефактов внутри.

 

Символизм
Ступа Сваямбунатх вместе с маленькими ступами и пагодами на переднем плане
Ступа Сваямбунатх вместе с храмом Харати Деви и маленькими ступами и пагодами на переднем плане
Купол у основания представляет весь мир. Когда человек пробуждается (представленный глазами мудрости и сострадания) от уз мира, он достигает состояния просветления. Тринадцать вершин на вершине символизируют, что живые существа должны пройти тринадцать ступеней духовного осознания, чтобы достичь просветления или состояния будды.

На каждой из четырех сторон главной ступы есть большие глаза, которые представляют Мудрость и Сострадание. Над каждой парой глаз есть еще один глаз, третий глаз. Говорят, что когда Будда проповедует, космические лучи исходят от третьего глаза, который действует как послание небесным существам, чтобы заинтересованные могли спуститься на землю, чтобы послушать Будду. Адские существа и существа ниже человеческого мира не могут прийти на Землю, чтобы послушать учение Будды, однако космические лучи облегчают их страдания, когда Будда проповедует. Между двумя глазами (также называемыми глазами мудрости) изображен вьющийся символ, символизирующий нос, который выглядит как вопросительный знак, который является непальским знаком цифры номер один. Этот знак представляет единство всех вещей, существующих в мире, а также единственный путь к просветлению через учение Будды.

На каждой из четырех сторон ступы есть резные фигурки панч-будд (пяти будд). У основания ступ есть также статуи Будд. Панч Будды - это Будда в метафорическом смысле в Тантраяне. Это Вайрочана (занимает центр и является хозяином храма), Акшобхья (смотрит на восток и представляет космический элемент сознания), Ратна Самбхава (смотрит на юг и представляет космический элемент ощущения), Амитабха (Он представляет космический элемент Санджна (имя) и всегда обращен к Западу) и Амогсиддхи (Он представляет космический элемент подтверждения и обращен к северу).

Каждое утро перед рассветом сотни буддийских (ваджраяны) и индуистских паломников поднимаются по ступеням с восточной стороны, ведущей к холму, минуя позолоченную ваджру (тибетца Дордже) и двух львов, охраняющих вход, и начинают серию обходов по часовой стрелке Ступа

 

Сваямбху Пурана

Эти глаза известны как глаза Господа Будды
Основная статья: Сваямбху Пурана
Сваямбху Пурана (Девнагари: स्वयम्भू पूराण) - это буддийское писание о происхождении и развитии долины Катманду. Сваямбху Пурана подробно описывает всех Будд, пришедших в Катманду. Он также предоставляет информацию о первом и втором Буддах в буддизме.

 

 

Главный вход на холм находится на востоке и представляет собой длинную крутую лестницу, ведущую прямо к главной платформе храма. Также есть юго-западная дорога, частично автомобильная, с удобными пешеходными проходами на вершину.

Если вы будете подниматься по восточной лестнице, то первое, что увидите на вершине - странный позолоченный объект на постаменте, немного напоминающую гигантскую гантель. Это ваджра - ритуальное и мифологическое оружие в индуизме и тибетском буддизме. Оно было создано божественным ремесленником Тваштаром из костей мудреца Дадхичи для бога Индры, чтобы помочь в его борьбе с асурами. Это мощное оружие, соединяющее в себе свойства меча, булавы и копья. 

По бокам вход на площадку охраняет пара львов. Сразу за ваджрой возвышается большая буддийская ступа.

Сваямбуднатх почитается также индуистами, у которых имеется небольшое святилище около ступы. На холме расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений, а также тибетское училище.

В основании ступы находится купол, над которым надстроена кубическая структура с нарисованными глазами Будды, смотрящими во всех четырех направлениях. Причём стороны ступы смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов. Существует предание, что в давние времена именно на 60 градусов был повёрнут северный полюс.

Над каждой из четырех сторон находится пятиугольный торан со статуями. Над  торанами находится тринадцатиярусное навершие. Внутри ступы находятся множество святынь.

На каждой из четырех сторон ступы есть резные фигурки Панч-Будд (пяти Будд). Панч-Будда - это Будда в метафорическом смысле. Вайрочана (занимает центр и является хозяином храма), Акшобхья (смотрит на восток и представляет космический элемент сознания), Ратна Самбхава (смотрит на юг и представляет космический элемент ощущения), Амитабха (обращен к западу  и представляет космический элемент Санджна) и Амогсиддхи (обращен к северу и представляет космический элемент подтверждения).

Купол, находящийся в основании ступы, представляет собой весь мир. Когда человек освобождается от уз мира, он достигает состояния просветления. Тринадцать ярусов на вершине символизируют, что живые существа должны пройти тринадцать ступеней духовного осознания, чтобы достичь просветления или состояния Будды.

Большие глаза ступы представляют Мудрость и Сострадание. Над каждой парой глаз есть еще один глаз, третий. Говорят, когда Будда проповедует, космические лучи исходят из третьего глаза, который действует как послание небесным существам, чтобы заинтересованные могли спуститься на землю и послушать Будду.

Между двумя глазами изображен вьющийся символ, изображающий нос, который выглядит как вопросительный знак. Он является непальским знаком цифры номер один и символизирует единство всех вещей, существующих в мире, а также единственный путь к просветлению через учение Будды.

Сваямбу.

 

Ступа Сваямбунатх в Катманду