Крепостной город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале, в переводе иудейская крепость – последнее из названий древнего пещерного города. Также он известен, как Кырк-Ер или Кырк-Ор, остальные названия вспоминают не так часто. Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины.

Пещерный город Чуфут-Кале

Пещерный город Чуфут-Кале

Пещерный город Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Первыми освоили обрывистое плато, как полагают, в IV веке алано-сарматы, основав здесь город-крепость, впоследствии названный Чуфут-Кале. Но есть и еще одна версия появления этого города, а точнее трех пещерных городов. В конец правления византийского императора Юстиниана, это примерно в 550 годах, Юстиниан занялся задачами другого типа, а именно защитой подступов к . Для этого византийские инженеры по приказу императора разработали крепости Эски-Кермен, Мангуп (Мангуп-Кале) и Чуфут-Кале.

 

крепости Эски-Кермен, Мангуп (Мангуп-Кале) и Чуфут-Кале.

 

крепости Эски-Кермен, Мангуп (Мангуп-Кале) и Чуфут-Кале.

Крепости были воздвигнуты и заселены аланами и готами. Пещерный город Чуфут-Кале создавался как крепостное укрепление в V-VI вв. По одной из версий ученых именно здесь находился древний город Фуллы, упоминание о котором есть в летописях.

В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Здесь была основана столица Крымского ханства Кырк-Ер, во главе Хаджи I Герая, которая впоследствии была перенесена в Бахчисарай.

 

Здесь была основана столица Крымского ханства Кырк-Ер, во главе Хаджи I Герая

 

Здесь была основана столица Крымского ханства Кырк-Ер, во главе Хаджи I Герая

 

Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности. Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени. После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи.

Со времен Крымского ханства в пещерный город переселялись караимы, так как действовал определенный запрет на их свободное расселение. После того, как резиденция хана была перенесена в другое место, город переименовали в Чуфут-кале, а населявшие его караимы не должны были покидать его пределы.

Свободу передвижения караимы получили с приходом советской власти, и постепенно покинули пещерный город, который вскоре пришел в запустение.

Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

 

Чуфут-Кале-город

Чуфут-Кале-город

 

Крепость надёжно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий всё новых волн воинствующих кочевников - гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев…

В 1731 году на территории Чуфут-Кале была устроена первая в Крыму типография. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и караимском языках, были в основном религиозного содержания.

 

Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъём к верховью Иософатовой долины

 

Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъём к верховью Иософатовой долины

 

Это библейское название дано караимами в честь Иософатовой долины в Иерусалиме, колыбели иудейской религии. Справа от ворот перед крепостной стеной виден вырубленный в скале большой бассейн. В нём собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скота. Правее на холме стояла ветряная мельница. Сзади, за дорогой, скрывается в зарослях горного леса древнее караимское кладбище.

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №6

 

Пройдя ворота, посетитель попадает в новую, караимскую часть города, ограниченную восточной и средней оборонительными стенами и неприступными скальными обрывами с севера и юга.

 

В Чуфут-Кале одна главная продольная улица

 

В Чуфут-Кале одна главная продольная улица

В городе одна главная продольная улица с сетью примыкающих к ней с севера поперечных. Ввиду небольшой территории города и значительного по численности населения (к концу XVI века в Чуфут-Кале проживало до 4-5 тысяч человек и было свыше 400 домов), дома строились почти впритык.

в Чуфут-Кале проживало до 4-5 тысяч человек

 

в Чуфут-Кале проживало до 4-5 тысяч человек

Следы былой застройки частично сохранились в развалинах городских кварталов. Пересекающая плато поперёк десятиметровая стена при толщине 5 метров, с воротами в средней части, на флангах была усилена башнями и дополнительно защищена с напольной восточной стороны вырубленным в скале рвом шириной 4 и глубиной до 2 метров.

В старом городе за средними воротами открывается общественная площадь неправильных очертаний. Слева на ней сохранился каменный колодец, справа остатки мечети, возведённой в 1346 году на развалинах христианского храма, а далее виден мавзолей Ненекеджан-Ханым. Отсюда, с площади, берут начало три главных продольных улицы: Бурунчакская (северная), Средняя и Кенасская, с сетью кривых переулков между ними.

С общим фоном руин и развалин старого города броско контрастирует хорошо сохранившийся мавзолей Джанике-Ханум.

 

мавзолей Джанике-Ханум

мавзолей Джанике-Ханум

 

Дюрбе имеет в плане восьмигранник, к южной стороне которого пристроен портал, перекрытый полуциркульной аркой, со щипцовым (двускатным) завершением над ней. Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: «Это гробница государыни Джанике-Ханум, дочери Золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца рамазана 841 года». Имя ханской дочери окружено легендами. Согласно одной из них, дочь, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с возлюбленным, бросилась в пропасть. Потому и похоронена у обрыва…

 

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №10

 

Севернее дюрбе Джанике-Ханум плато круто обрывается. Отсюда, с головокружительной высоты, открывается величественная панорама Крымских гор.

Чуфут-Кале

 

Чуфут-Кале

Условные обозначения: 1.Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша. 2.Северный склон плато. 3.Кенасская улица. 4.Средняя улица. 5.Бурунчакская улица. 6.Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в 7.дотатарский период тут был пещерный монастырь. 8.Малые Южные ворота Кучук-Капу. 9.Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора. 10.Малая и Большая кенасы – молитвенные дома караимов. 11.Южный склон плато. 12.Ворота средней оборонительной стены – Орта-Капу. 13.Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю). 14.Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы (“пещера начальника”). 15.Остатки бани. 16.Большие (Восточные) ворота – Биюк-Капу. 17.Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере. 18.Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине. 19.Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии. 20.Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу. 21.Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского Ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. После основания при Менгли I Гирее Бахчисарая ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского Ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

 

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №12

 

После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

.

Табличка на воротах в пещерный город

 

Табличка на воротах в пещерный город

Фортификационные сооружения в Чуфут-Кале – совершенно необыкновенные. Штурмовать такую крепость из ущелья - занятие крайне затяжное и неблагодарное.

 

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №17

 

Древние улицы Чуфут-Кале Центральные и Восточные ворота

 

Экскурсия к Чуфут Кале:

 

От Успенского монастыря дорога уходит в гору. Когда одолеете подъем, окажетесь перед наружными стенами. Это не ворота. Когда-то во внешних оборонительных пещерах прятались лучники. Справа вы увидите сооружение, напоминающее открытую теплицу.

Колодец «Тик Кую»

Это – древнее гидротехническое сооружение. Его глубина – 45 м. Археологи искали это место 10 лет. Удача пришла в 1998 году. Несмотря на отсутствие в крепости естественных выходов подземной воды город жил сотни лет. Питьевую воду доставляли из находившихся неподалеку источников. Для хозяйственных нужд использовали атмосферные осадки. Однако из легенд, преданий и книг было известно, что в периоды осады воду брали из скрытой гидросистемы, сведения о которой являлись военной тайной. Опираясь на сведения письменных и устных источников, спелеологи начали поиски. На 25-метровой глубине спелеологи обнаружили заваленный камнями боковой вход, полого поднимающийся вверх. После расчистки перед спелеологами предстала грандиозная 108-метровая ступенчатая галерея высотой до 2 и шириной до 2,5 метров. Отдельные участки свода были покрыты мелкими сталактитами. Предположительно, подземная гидросистема могла быть создана хазарами или византийцами в начале нашей эры.

На полную расчистку ушло 3 года: за это время было убрано 2500 т земли и камня. Земляная масса законсервировала исторический памятник в том виде, каким он был изначально. К 2001 он был открыт для посещения. Во время раскопок был найден клад VIII-VIV вв. Исследователи выкопали горшок, набитый золотыми и серебряными монетами. Это самая дорогая находка за всю историю Европы. Стоимость некоторых элементов достигала десятков тысяч долларов. Особенно порадовал любителей древности золотой египетский динар. На территории постсоветского пространства он был найден впервые. При этом тот, кто нашел клад, не получил от государства 25%. Археологи не могут претендовать на них: считается, что они выполняют свою работу. Клад изучен только частично: часть монет находится в музее Симферополя.

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №18

 

По данным предварительной экспертизы, проведенной сотрудниками Крымского филиала института археологии АН Украины, в нем находились: – золотые венецианские дукаты - 29 штук (1425-1430 гг.); – золотой динар египетских султанов - 1 штука (1425-1430 гг.); – серебрянные монеты - 4259 штук (XIV-XV вв.); – монеты генуэзско-крымской чеканки г.Кафы; – монеты чеканки «хан» (золотоордынский хан Узбек); – джучидские дирхемы; – монеты Крымского ханства чеканки города Кырк-Ер (Джуфт-Кале). Это самый богатый обнаруженный клад подобных монет на территории не только Крымского полуострова, но и Восточной Европы и мира в целом. Симферопольским ЦСТ «Оникс-Тур» клад передан Симферопольскому Краеведческому Музею.

Вход в осадный колодец перекрыт тяжелой железной дверью, попасть внутрь без сопровождения экскурсовода не получится. На территории Крыма 12 пещерных городов. Все они имели подобные колодцы. Они обеспечивали людей водой во время осады. Гиды говорят, что когда-то пещерные города были практически идеальными военными укреплениями. Они надолго задерживали любого захватчика, но и у них было слабое место. Самые хитрые налетчики перекрывали доступ влаги в подземелья, и жители сдавались из-за мучившей их жажды.

 

Алтын-Мердвен -древние народы назвали её так, потому что в тяжелые времена каждая капля воды ценится выше золота.

Алтын-Мердвен -древние народы назвали её так, потому что в тяжелые времена каждая капля воды ценится выше золота.

 

«Тиу Кую» – подвальное помещение башни. Примерное время её строительства – VI-VII вв. Это византийская кладка. Возраст колодца отсчитывается от начала нашей эры. Углубления, располагающиеся на стене полукругом, говорят о том, что когда-то здесь находился массивный щит или ворота. Все желающие могут спуститься на дно по винтовой сто двадцатиметровой лестнице. Она называется Алтын-Мердвен. Слово переводится как «золотая». Возможно, древние народы назвали её так, потому что в тяжелые времена каждая капля воды ценится выше золота. Византийские знаки, выбитые на стенах, сообщают нам, что колодцем пользовались очень долго.

 

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №20

 

Спустившись, вы увидите сам резервуар. Он заполнен дождевой водой. Он был немного модернизирован: чтобы поток не размывал ступени, провели трубу. На своде сохранился отпечаток рыбы. Его возраст – около 75 млн лет. Водоочистительный зал располагается ниже.

 

Южные малые тайные ворота

Южные малые тайные ворота

 

Если же вы хотите найти вход в Чуфут Кале, посмотрите на стену, которая располагается напротив внешних оборонительных пещер. Специально для туристов на ней повесили подсказку – желтую табличку-указатель. Вход невозможно увидеть издалека. Вы поймете, что он там есть, только когда подойдете вплотную. Это еще один способ средневековой защиты. В то время выбить ворота можно было только тараном. Чтобы сделать это, был нужен хороший разбег.

Во времена, когда Чуфут Кале нуждался в защите, это место помогало сдерживать натиск врага. Протаранить ворота на узком участке было практически невозможно. Четыре ярда пещер: в каждой из них своего часа ждали лучники. Как только захватчики подходили вплотную к стенам, сверху на них обрушивались заранее заготовленные бревна, булыжники, бычьи пузыри, наполненные песком, лилась кипящая жидкость. Поднималась паника: у выживших не было путей отступления, сзади напирали другие войны. Тех, кому удалось выбраться, отстреливали лучники.

Южная оборонительная стена 

Она разделяет комплекс пещер на две части. Скальные вырубки говорят, что когда-то она была выше на 20 см и проходила по кромке обрыва. Ученые предполагают, что 32 подземных помещения служили убежищем для монахов. Монастырь возник в ХII веке и просуществовал до образования Крымского ханства. Затем его отдали под хозяйственные помещения. На нижнем ярусе вы заметите углубления и ниши. Это следы от подпорок столов. Здесь располагалась трапезная. Позднее туда загоняли скот. Люди жили в двухэтажных каменных домах, не в пещерах. Они сами собирали и разбирали их. Старые камни служили стройматериалом для новых построек, поэтому жилые помещения не сохранились. Зато осталось место, которое не разбиралось никогда.

 

Кенасский дворик

Кенасский дворик

Это древняя святыня – молельный дом караимов. На территории сохранились два храма XIV и XVIII века. Когда-то сюда не имела права заходить ни одна женщина. Они носили воду и оставляли её перед входом. Мужчины совершали омовение, снимали обувь и заходили в храм босыми. Около входа было самое почетное место. Здесь молились старики, вдовцы, уважаемые люди. За преградой к богу обращались все остальные жители, но исключительно мужского пола. Для женщин была отведена отдельная территория – женский дворик. На востоке есть дорога. По ней до сих пор движется транспорт. Когда-то по этому пути в крепость въехала Екатерина Великая во время своего знаменитого путешествия по Крыму. После неё пещерный город посещали все правители.

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов. Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле.

Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра. Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду. Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой. Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.

Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями. К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город. По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения. Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

 

Крепостной город иудеев – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, изображение №23

 

Где находится Чуфут-кале

Чуфут-Кале расположился в Бахчисарайском районе, в 2-3 км от Бахчисарая у села Староселье. Культурный памятник относится к Бахчисарайскому государственному историко-культурному заповеднику. В центре города сядьте на автобус №2 и попросите остановить на «Староселье». Отсюда надо идти пешком. Мы рекомендуем взять с собой карту местности или навигатор, но, если такой возможности нет, вы справитесь без них. Указателей вокруг много, они постоянно будут встречаться на пути. Ориентируясь по ним, вы легко доберетесь до места. Затем вам придется прогуляться пешком мимо Успенского пещерного монастыря. Потеряться на этом отрезке маловероятно, везде есть указатели и зазывалы, желающие сопроводить вас на экскурсию. На машине этот отрезок пути от Бахчисарая до искусственных пещер вы преодолеете за 10 минут. Если поедете из Севастополя, потратите примерно час. Достопримечательность находится в 55 км от города.

Посещение Чуфут-Кале платное:

Взрослый билет — 200 рублей

Детский — 100 рублей

Пенсионерам — 150 рублей

Экскурсионное обслуживание — 100 рублей

Полезно знать

Руины Чуфут-Кале – популярная достопримечательность Бахчисарая, но учитывайте, что вам придется много ходить пешком, подниматься по вырубленным ступеням и разбитым тропам.