1. Яма - этическо-нравственные основы.
2. Нияма -самодисциплина.
3. Асана -позы.
4. Пранаяма -дыхательные практики.
5. Пратьяхара -обуздание пяти чувств.
6. Дхарана - концентрация
7. Дхьяна -медитация
8. Самадхи -слияние внутреннего я с Высшим Я.
Третью ступень рекомендуется начать с шаткарм - это очистительные техники.
1)Дхоути - это техники для очищения всей пищеварительной системы. Сюда входят шанкхпракшалана( промывание всей пищеварительной системы водой от
шлаков и токсинов ), агнисара крийя дхоути( разжигание внутреннего огня, массаж органов брюшной полости для улучшения пищеварительной функции) и другие.
2) Басти - техники для промывания толстого кишечника. Очищение кишечника водой
от шлаков и токсинов, накопившихся впоследствии неправильного питания.
3) Нети - техники очищение носовых проходов. Сюда относятся Джала нети ( промывание носа соленым раствором от скопившейся слизи), сутра нети (очищение носовых проходов хлопчатобумажным шнурком)
4)Тратака - техника для очищения глаз, слезных каналов. Фиксация взгляда на объекте.
5)Наули - массаж органов брюшной полости. Практика йогов для усиления пищеварительного огня, устранения нарушений пищеварения.
6) Капалабхати - это практика направленное на очищение носовых проходов и на стимуляцию головного мозга.
Асана
Асана - это упражнения для физического тела. Асаны помогают подготовить тело для более сложных ступеней. Так как для практики следующих ступеней необходимо гармоничное тело, мы уже подготовили сознание на первой и второй ступенях, отказались от негативного мышления, затем очистили тела с помощью шаткарм, и с помощью асан сделали тело подвижным, гибким и сильным. На этом этапе осуществляется подготовка тонких каналов для движения праны. После практики 3 ступени вы сможете более длительное время удерживать позицию неподвижной для медитации, это будет способствовать полному погружению в медитацию. Ну и важный момент- правильная практика будет способствовать укреплению здоровья, поднятию иммунитета.
Итак, пройдя первые три ступени, вы подготовились к пранаяме. С помощью этой ступени вы научитесь контролировать свою энергию, прану. Воздействуя на дыхание, идет воздействие на ум, и, управляя умом, вы автоматически управляете дыханием. Пранаямы созданы для очищения Нади - энергетических каналов, для поднятия праны по энергетическим каналам, для наполнения энергоцентров и сети каналов.
На этой ступени начинается практика очищения ума от посторонних мыслей. Пять чувств всегда пытаются вывести из состояния медитации, но с помощью техники Пратьяхары возможно овладеть этими пятью чувствами, а затем
внутренний взор устремляется к Высшему Я. Ум очищен. Вы готовы к 6 ступени - Дхарана.
Итак, Дхарана(концентрация) непосредственно вытекает из Пратьяхары. Эта практика концентрации на объекте. Свами Шивананда Сарасвати писал: «Тот, кто овладел Пратьяхарой, никогда не станет жаловаться на рассеянность ума (Викшепа). Он может сидеть на площади большого города, на перекрестке четырех дорог и медитировать, когда только пожелает. Ему нет надобности уходить в пещеру для медитации. Как черепаха втягивает в себя все члены, так же точно Йог втягивает в себя чувства, отрывая их от объектов посредством практики Пратьяхары.
Когда чувства отвлечены от объектов, тогда вы можете сосредоточить ум на определенной точке. Это — Дхарана, или сосредоточение взаимно связанных Пратьяхары и Дхараны; вы не можете упражняться в одной без помощи другой».
Дхьяна, как состояние ума, вытекает из Дхараны. Это углубленная фаза Дхараны.
Такое состояние называется медитацией, все внимание и энергия сосредоточены на одном объекте. Медитация —это постоянный поток одной мысли.
Глубокая медитация приводит к ощущению сверхсознания, или Самадхи. В это время наступает Единение со своим Высшим Я. Состояние нельзя передать и объяснить человеческими словами. Передать смысл этого выражения также трудно как понять вкус меда, облизывая банку меда снаружи.