Прана и пранаяма Крийя Йоги

 

Парамаханса Йогананда – Премаватар – Мастер Крийя Йоги –  Paramhansa Yogananda – Premavatar –  Kriya Yoga Master

 

Парамаханса Йогананда

Также некоторые жертвуют вдыхаемую прану выдыхаемой апане и выдыхаемую апану вдыхаемой пране, устраняя причину вдоха и выдоха (делая дыхание ненужным) посредством пранаямы (контроля дыхания по методу Крийя Йоги).              Бхагавад Гита 4:29

Активно занимаясь пранаямой Крийя Йоги, жертвуя вдох выдоху (прану апане) и выдох вдоху (апану пране), йог нейтрализует эти два потока энергии жизни и связанные с ними процессы разложения, роста, дыхания, сердцебиения, а также сопутствующее им телесное сознание. Зарядив кровь и клетки тела энергией жизни, получаемой во время вдоха и усиливаемой чистой спиритуализированной энергией позвоночника и мозга, Крийя Йог избавляет сердце и дыхание от очистительной функции. В результате овладения энергией жизни сердцебиение и дыхание адепта Крийя Йоги замедляются, а его тело перестает разлагаться.

Этим стихом Гита недвусмысленно указывает на теорию Крийя Йоги – технику единения с Богом, которую в XIX веке даровал миру Лахири Махасая. Пранаяма Крийя Йоги (обуздание энергии жизни) учит людей развязывать узел дыхания, нитью которого душа привязана к телу, и позволяет ей воспарить в небеса вездесущего Духа, возвращаясь затем (при желании) в клетку тела. Это не мечтательное «парение в облаках», а восприятие Единой Реальности, блаженное познание своей истинной природы и ее Источника. Посредством описанной в этом, двадцать девятом, стихе Гиты пранаямы Крийя Йоги душа может, избавившись от отождествления с телом, воссоединиться с Духом.

Крийя Йога об энергии жизни

Слово пранаяма состоит из двух корней: прāна (жизнь) и āйāма (обуздание). Таким образом, пранаяма это не «управление дыханием», а овладение энергией жизни. Более глубокое значение слова прана – «энергия». В этом смысле Вселенная наполнена праной. Весь космос является проявлением и игрой энергии. Прана Вселенной – это Парапракрити (чистая Природа), исходящая от Бесконечного Духа имманентная энергия, пронизывающая собой все мироздание и поддерживающая его.

С другой стороны, в буквальном смысле прана – это то, что обычно называют жизнью, витальностью какого-либо земного организма. Под праной растения, животного или человека понимают энергию, оживляющую это Божье создание.

Все части тела – сердце, артерии, конечности, суставы, кишечник, мышцы – подчиняются законам механики. Законы химии тоже действуют – в легких, желудке, печени, почках. Но разве помимо механики и химии нет еще чего-то, что создает жизнь и обеспечивает существование организма? Это «что-то» и есть жизненная сила, энергия более высокого порядка, чем остальные факторы поддержания жизни. Энергия жизни заставляет механические силы перекачивать кровь, перемещать съеденное по пищеварительному тракту, сокращать мышцы. Также она использует химические силы – в процессе переваривания пищи, очищения крови, приготовления желчи. Наблюдается удивительная взаимосвязь и согласие в работе клеток разных частей тела. Всё упорядочено, и этот порядок обеспечивает прана. Она является контролирующей, организующей, координирующей, созидающей и восстанавливающей силой тела.

Прана – разумная энергия жизни, но она не обладает сознанием (ни в эмпирическом, ни в трансцендентном смысле). Она формирует базис эмпирического сознания, однако единицей сознания является душа. Именно душа приказывает (через посредника – эго), а прана, как служанка, исполняет. Не будучи ни грубоматериальной, ни чисто духовной, прана заимствует у души способность активировать тело. Это энергия, занимающая промежуточное положение между душой и материей; она призвана быть средством проявления души и инструментом, приводящим в движение материю. Душа может существовать без праны, но прана в теле не может находиться без своей основы – души.

Вселенская прана: энергия, заполняющая космос

Вселенская прана появилась так: вначале у Единого Великого Духа возникло желание творить. Единственное Существо захотело стать многочисленным. Это желание Всемогущего приняло облик внешней энергии, созидающей Вселенную. Один разделился на многих, Единство сменилось многообразием. Но Единому не хотелось утратить свою целостность, поэтому он сразу же пожелал вернуть многочисленные сущности в состояние Единства. Началось своего рода «перетягивание каната» между стремлением к многообразию и влечением к Единству, между притяжением и отталкиванием, между центробежной и центростремительной силами. Противостояние двух равновеликих сил привело к появлению Вселенской Дрожи, свидетельствующей о предшествующем сотворению мира первом нарушении равновесия; в ней слились воедино желание Духа творить многообразие и Его стремление вернуть множественность в состояние Единства. Дух не стал полностью расщепляться на бесконечное число сущностей и не остался в полном одиночестве: Он стал многообразным Единым.

За всем многообразием сотворенного мира стоит вселенская прана – основа единства, не дающая Единому Духу необратимо распасться на мельчайшие фрагменты. Она присутствует в каждом атоме Вселенной во всех уголках космоса. Это изначальная прямая внутренняя связь между материей и Духом. Прана менее духовна, чем Великий Дух, но более духовна, чем атомы материи. Вселенская прана является матерью всех сил, с помощью которых Дух (в своей имманентной форме) создает Вселенную и поддерживает ее существование.

Если из некоей совокупности атомов образован определенный организм (дерево, тело животного или человека), то сочетание пребывающей в каждом атоме этого организма вселенской праны образует комплекс, который мы называем его индивидуальной праной, или энергией жизни. Хотя заряд жизни присутствует в каждой клетке и каждом атоме, однако всеми элементарными зарядами руководит одна координирующая прана – энергия жизни.

Энергия жизни

Энергия жизни входит в тело вместе с душой (в астральной оболочке души) в момент зачатия. По указанию души прана постепенно строит (в соответствии с индивидуальной кармой) из оплодотворенной яйцеклетки тело младенца; она же поддерживает существование этого тела в течение всей его жизни. Телесную прану подпитывают не столько грубые источники (пища и кислород), сколько Вселенская Прана – Космическая Энергия, входящая в тело через продолговатый мозг («уста Бога») и накапливающаяся в большом мозге, а также в тонкоматериальных центрах позвоночника, откуда она расходуется на специфические цели.

Индивидуальная прана заполняет все тело и определяет специфику работы его частей. В соответствии с конкретными функциями можно выделить пять типов телесной праны: (1) прана, кристаллизующая энергия, благодаря которой проявляются все остальные функции; (2) апана, энергия, выводящая из тела продукты жизнедеятельности; (3) вьяна, энергия циркуляции; (4) самана, отвечающая за пищеварение и построение клеток тела из частиц съеденной пищи; (5) удана, благодаря которой осуществляется (посредством бесконечного соединения и разделения атомов) дифференциация клеточных функций.

Хотя перечисленные пять пран самостоятельны, они гармонично функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. На самом деле это одна прана, проявляющаяся пятью разными способами.

Основным местопребыванием праны в теле является нервная система, а также клетки цереброспинальной оси и симпатической нервной системы. Однако она также присутствует в бесчисленных клетках, волокнах, нервах, сплетениях и даже во внешней оболочке тела. Даже сознательные действия возможны лишь потому, что прана, в своих пяти аспектах, заполняет собой все тело.

Прана и апана: два основных потока энергии

В рассматриваемом стихе Гиты названы две разновидности энергии жизни: прана и апана. В макрокосмосе присутствует напряжение, отражающее противостояние творческого импульса Духа Его противоположному желанию – стремлению вернуть многообразные сущности в состояние Единства. Подобная полярность характерна и для микрокосма человеческого тела. Одним из проявлений этой двойственности является взаимодействие праны и апаны.

В теле циркулируют два главных потока энергии. Апана течет из межбровья к копчику. Из основания позвоночника этот нисходящий ток распространяется по чувствительным и двигательным нервам, привязывая сознание человека к телу. Апана делает человека беспокойным и приземленным.

Вторым важнейшим потоком является прана, поднимающаяся от копчика к межбровью. Природа этого потока – покой. Во сне и во время бодрствования прана интериоризирует сознание приверженца йоги, а в медитации способствует воссоединению его души с Духом, пребывающем в Центре Христа (в мозге).

Таким образом, потоки, движущиеся вниз (апана) и вверх (прана), как бы упражняются в перетягивании каната. Нисходящий ток порабощает душу, а восходящее течение освобождает ее.

 

Энергия жизни, истекающая из головного и спинного мозга, входя в клетки, ткани и нервы, связывается материей и, подобно электричеству, расходуется на произвольные и непроизвольные движения тела, а также в процессе мышления. Когда из-за двигательной и сенсорной активности (особенно от дисгармоничных действий, неуравновешенности и излишеств) энергия клеток, тканей и нервов иссякает, прана, стремясь продлить жизнь тела, вновь заряжает их. Однако системы организма в процессе своего функционирования производят отходы – продукты разложения. Одним из них является двуокись углерода, выделяемая клетками в поток крови. Если этот «шлак» не удалять, вскоре может наступить смерть. На физиологическом уровне с данной функцией очищения связано дыхание.

Дыхание: нить, которой душа привязана к телу

Противостояние проходящих через позвоночник токов (праны и апаны) порождает чередование вдохов и выдохов. Когда прана течет вверх, энергия жизни встречается в легких с кислородом. Из электронно-жизнетронной композиции атомов кислорода прана быстро вбирает в себя необходимое количество энергии. (Чтобы извлечь энергию из находящейся в желудке твердой и жидкой пищи пране требуется больше времени.) Эту очищенную энергию поток праны доставляет всем клеткам тела. Без такого пополнения энергетических запасов клетки не могли бы функционировать и погибли бы. Извлеченная из кислорода энергия жизни подпитывает также энергетические центры позвоночника, межбровья и главного резервуара энергии – головного мозга. Кислород, поступающий в легкие во время вдоха, разносится кровью по всем уголкам тела, где используется пятью пранами во всевозможных физиологических процессах.

Как уже отмечалось, тело в процессе жизнедеятельности разлагается, в результате чего появляется такой «шлак», как диоксид углерода. Очищающий поток апаны извлекает двуокись углерода из клеток, а кровь несет ее в легкие. Затем апана, текущая по позвоночнику вниз, инициирует выдох, в результате чего отработанный воздух выходит наружу.

Физиологически, дыхание, активированное двойственностью праны и апаны, сопровождается рядом нервных рефлексов, ассоциирующихся преимущественно с продолговатым мозгом и симпатической нервной системой, ответственной за непроизвольные функции организма. Разветвленную симпатическую нервную систему, в свою очередь, активируют потоки праны и апаны, чье действие проявляется посредством аналога симпатической нервной системы – витальных ветвей астральных потоков жизни, главные из которых именуются ида и пингала. Изучать физиологию дыхания не имея представления о стоящей за ним энергии жизни так же нелепо, как исследовать «Гамлета» Шекспира, пропустив те части текста, где описывается характер главного героя.

Человек на протяжении всей своей жизни дышит, в основном, непроизвольно. Пока поток жизни (прана) нагнетает в легкие воздух, человек живет. Когда над праной берет верх апана, наступает смерть. С последним вздохом апана выводит астральное тело из физической оболочки и переносит его в астральный мир.

Можно сказать, что душа человека привязана к телу дыханием, которое является результатом противостояния полярных токов позвоночника, обеспечивающих восприятие человеком внешнего мира. Два аспекта дыхания (вдохи и выдохи) – шторм на озере ума, волнами которого являются образы. Ощущения порождают телесное сознание и двойственность, препятствующую проявлению целостного сознания души.

Богу приснилась душа, и Он поместил её в приснившееся тело, обремененное приснившимся дыханием. Разгадку тайны человеческого существования следует искать в процессе дыхания. Имеется прямая связь между длительностью дыхательного цикла и продолжительностью жизни. К примеру, собака дышит учащенно и живет недолго. У крокодила, который может прожить более ста лет, дыхание очень медленное. Тучные люди дышат тяжело и умирают преждевременно. Болезни, старость или иные физические причины сводят физическое тело в могилу. Поэтому йоги решили: «Если бы тело не разлагалось и токсины не накапливались в клетках, отпала бы необходимость дышать. Овладение дыханием, предотвращающим разложение тела, сделает процесс вдыхания воздуха излишним и дарует власть над жизнью и смертью». Из этой интуитивной догадки древних риши развилось учение о пранаяме – обуздании энергии жизни.

Бхагавад Гита рекомендует пранаяму в качестве универсального метода, освобождающего человека из объятий смерти.

Крийя Йога: власть над потоками праны и апаны

Бхагавад Гита (6:46) утверждает: «Считается, что йог более велик, чем аскеты, занятые обузданием плоти, и даже более велик, чем последователи пути мудрости или пути действия. Будь же, о Арджуна, йогом!» Пранаяма Крийя Йоги упоминается не только в рассматриваемом (двадцать девятом) стихе, но и в пятой главе (5:27–28): «Вечно свободен тот муни (медитирующий йог), который, устремившись к Высшей Цели, способен отстраниться от внешних феноменов, сосредоточивая внимание в точке между бровями и нейтрализуя течение праны и апаны в ноздрях и легких...» Древний мудрец Патанджали (которого называют «отцом йоги») тоже писал о пранаяме Крийя Йоги: «Освобождения можно достичь посредством пранаямы – прекращения движения вдоха и выдоха» (Йога-сутры 2:49).

Во сне дыхание и сердцебиение замедляются, однако никогда не прекращаются. Но дыхание по методу Крийя Йоги постепенно останавливает движение легких. После прекращения всех физических движений тело и ум пребывают в полном покое. Обычно сердце нагнетает венозную кровь в легкие для очищения. Освободившись от необходимости непрерывно очищать кровь, сердце и легкие замирают. Прекращается механическое движение диафрагмы, из-за которого воздух то заполняет легкие, то выходит из них. Так Крийя Йог останавливает связанный с апаной (проявляющейся в физическом выдохе) процесс разложения тела. Эта практика позволяет ему избавиться от иллюзорного представления о теле как плоти, подверженной росту и разрушению. На самом деле тело состоит из жизнетронов.

Тело Крийя Йога заряжено дополнительной энергией, полученной при вдохе и многократно усиленной «динамо-машиной» позвоночника. Процесс разложения телесных тканей замедляется. Это частично (в конечном счете – полностью) снимает с сердца возложенную на него задачу очищения крови. Когда пульсация жизни сердечного насоса замирает, отпадает необходимость во вдохах и выдохах. Энергия жизни, прежде растрачиваемая на клеточную, нервную, дыхательную и сердечную деятельность, отключается от внешних чувств и органов и вливается в поток позвоночного столба. Затем йог учится погружать восходящий поток энергии жизни (прану) в нисходящий поток (апану) и наоборот: нисходящий поток энергии (апану) – в восходящий (прану). Нейтрализовав эти противоположно направленные течения, адепт йоги волевым усилием направляет их в проявившуюся между бровями сферу духовного света. Сей свет чистой энергии жизни льется из цереброспинальных центров во все клетки тела, останавливая рост и разложение, магнетизируя и делая их самодостаточными, независимыми от дыхания и иных механихмов поддержания жизни.

До тех пор, пока внутренний свет течет вверх и вниз в виде двух конкурирующих потоков – праны («вдоха») и апаны («выдоха»), – они расходуют энергию жизни на сенсорную деятельность и на физические процессы роста и распада. Но если йог сумел нейтрализовать давление восходящего и нисходящего потоков, отключить энергию жизни от чувствительных и двигательных нервов и направить ее в межбровье, то церебральный свет дарует ему власть над праной (энергией жизни). Отвлеченная от чувств энергия жизни переходит в спокойный внутренний свет, в котором проявляется Дух и Его Космический Свет.

Крийя Йога является обузданием энергии жизни, а не дыхания

Пранаяма Крийя Йоги – действенный метод нейтрализации дыхания. Она не имеет ничего общего с противоестественными, неразумными и вредными попытками подчинить себе энергию жизни посредством насильственной задержки дыхания. Тот, кто попытается пару минут не дышать, почувствует боль в легких, удушье и стеснение сердца. Казалось бы, эти негативные телесные последствия должны ясно свидетельствовать о том, что йогам не следует пропагандировать такую неестественную практику. И все же некоторые учителя необоснованно советуют удерживать воздух в легких почти фантастически долгое время. Озаренные Божьим светом йоги категорически запрещают заниматься такими глупостями.

Многие европейские и американские авторы отвергают йогу на том основании, что она якобы не подходит жителям Запада. Но для науки нет ни Востока, ни Запада. В прошлом многие ортодоксальные индусы отказывались от обеззараженной воды из построенных британцами водопроводов как от «греховной и языческой»; они же называли электричество «демонической, разрушительной энергией»! Но сегодня все индусы предпочитают «языческую» воду своей зараженной малярией «хорошей» воде. И всем понятно, что «демоническое» электричество лучше тусклых старинных масляных ламп, гаснущих от малейшего порыва ветра. Предубеждение некоторых невежественных жителей Запада против проверенного временем учения йоги ничуть не лучше беспричинного недоверия индусов к науке Запада.

Йога – не культ и не догматическое верование; это высшее знание человечества, заслуживающее одобрения величайших ученых Востока и Запада.

В трактатах по йоге упоминается кумбхака (задержка дыхания), но под ней понимается не насильственное удержание воздуха в легких, а естественное прекращение дыхания, достигаемое посредством правильной пранаямы, делающей дыхательный процесс излишним.

Крийя Йога косвенно упоминается в некоторых ведических и йогических текстах – в тех их местах, где речь идет о кевала-пранаяме и кевала-кумбхаке, то есть о правильной пранаяме (обуздании энергии жизни), позволяющей избавиться от необходимости делать вдох (пураку) и выдох (речаку). Дыхание преобразуется во внутренний поток энергии жизни, находящейся в полном подчинении у ума.

«Когда дыхание естественным образом останавливается, и уже нет ни речаки (выдоха), ни пураки (вдоха), это называется кевала-кумбхакой» (Хатхайога-прадипика 2:73).
«Истинным знатоком йоги является лишь тот, кто может выполнить кевала-кумбхаку» (Гхеранда-самхита 5:95).
«Во всех трех мирах нет ничего недостижимого для овладевшего кевала-кумбхакой, в которой нет ни речаки, ни пураки» (Шива-самхита 3:46–47)

Из всех видов кумбхаки (задержки дыхания) адепты йоги выделяют кевала как лучшую и высшую. Хотя кевала-пранаяма в принципе тождественна Крийя Йоге, она не настолько наглядна и конкретна, как специфические методы Крийя Йоги, адаптированные для нашего века Махаватаром Бабаджи, который поручил Лахири Махашае передать эту технику людям.

Крийя Йога как путь к сознательному экстазу и преодолению телесной ограниченности

Когда в результате регулярных занятий Крийя Йогой физическое дыхание покидает легкие, йог, не умирая, обретает опыт смерти; энергия жизни отключается от чувств, что приводит к исчезновению телесного сознания и проявлению сознания души. Йог, в отличие от обычного человека, понимает, что его жизнь поддерживается не вдохами и выдохами, а постоянным пополнением (через продолговатый мозг, от вездесущего Космического Потока) накопленных мозгом запасов энергии жизни. Даже обычный человек во время ночного сна психологически поднимается над дыханием; его энергия жизни частично успокаивается, и это позволяет ему мельком узреть (в сновидческих образах, исполненных глубокой радости) душу. Однако йог, победивший дыхание, входит в сознательную «смерть» – намного более глубокое и благодатное состояние, чем самый блаженный и квазисверхсознательный сон. Когда Крийя Йог перестает дышать, его охватывает ни с чем не сравнимое блаженство. Он осознаёт, что именно буря дыхания ответственна за возникновение «призрачной волны» человеческого тела и его ощущений, что телесное сознание порождено дыханием.

Святой Павел сказал: «Я каждый день умираю (ежедневно перестаю дышать): свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею в Христе Иисусе, Господе нашем» (1 Кор 15:31). Благодаря овладению энергией жизни (посредством техники, аналогичной Крийя Йоге) Святой Павел растворял сознание своего приснившегося тела в вечной «похвале» Сознания Христа.

Когда дыхание прекращается и сердце успокаивается, энергия жизни отключается от чувств, и тогда ум избавляется от привязанности к материальным объектам, интериоризируется и, в конечном счете, обретает способность сознательно воспринимать внутренние астральные миры и высшие сферы божественного сознания.

На первой стадии экстаза приверженец Крийя Йоги ощущает блаженство души. Во время высшего экстаза, достигаемого при полном овладении искусством бездыханности, йог осознаёт, что физическое тело состоит из жизнетронов, которые окружены ореолом более грубых электроатомных клеток. Он видит, как иллюзия приснившегося тела дематериализуется в реальности Бога. Осознавая, что тело реально как прана (жизнетроны), подчиненная мыслям Бога, йог воссоединяется с Господом. Божественное сознание позволяет йогу создавать, сохранять и дематериализовывать иллюзорные атомы своего тела или любого иного физического объекта. Адепт йоги, обладающий этой способностью, может оставить свое нереальное физическое тело земле – чтобы оно постепенно распалось на космические атомы, – или, подобно Бабаджи, поддерживать его существование неограниченно долгое время, или, как Илия, дематериализовать его атомы, вернув их Божественному Огню. Елисей был свидетелем того, как тело Илии стало эфирным и взошло на колесницу, состоящую из огненных атомов и жизнетронов, вплетенных в космический свет Бога. Сияющие тела Илии (физическое и астральное), а также каузальное тело и душа погрузились в Космическое Сознание. «Когда они шли дорогою и разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили обоих, и понесся Илия в вихре на небо... И не видел его более» (4 Цар 2:11–12).

Крийя Йог должен хорошо понимать принципы Учения, провозглашаемого данным стихом Бхагавад Гиты. Для наглядности проведем аналогию с состоянием сна. Когда человек видит себя во сне, его ум создает иллюзию реальности приснившегося тела. Похожим образом Господь, материализуя Свои мысли, создал приснившихся людей, скитающихся по приснившемуся миру в приснившихся телах. Тело – не более чем материализованный сон Бога.

Сначала Бог окутывает душу идеей тела. Затем Он помещает идею тела в очень разреженный свет (астральное тело). Третьей, наружной, оболочкой становится электроатомное тело – иллюзия плоти. Поэтому Гита советует духовному искателю заниматься пранаямой (обузданием энергии жизни), чтобы он мог осознать: тело является не плотью, а энергией жизни, конденсированной мыслью Бога.

Когда Крийя Йог посредством правильной медитативной техники пранаямы укрепляет энергией жизни, извлеченной из дыхания, прану, присутствующую в клетках тела и цереброспинальных центрах, то он, даже будучи неофитом, может порой видеть свое духовное око света. Более глубокая практика Крийя Йоги (характеризующаяся отсутствием дыхания) позволяет воспринимать свое астральное тело. В конечном счете, йог начинает смотреть на свое физическое тело как на электроатомную структуру; ему ясно, что грубая оболочка является проекцией тонкоматериальных лучей астрального тела.

Дальнейшие успехи позволяют йогу понять, что светоносное астральное тело представляет собой идею, материализованную мыслью Бога. Полностью осознав идеальную природу тела, адепт йоги выводит свое сознание из темницы трех тел и как душа воссоединяется с недремлющей благодатью Бога.

Таким образом, если человек хочет избавиться от иллюзорного восприятия своего тела как груды костей, окруженных плотью, ему необходимо заниматься пранаямой Крийя Йоги – техникой обуздания энергии жизни.

 

Записаться на курс!

Закрыть окно

Вызвать всплывающее окно